Индивидуальный учебный план на 2021 - 2022 учебный год Пояснительная записка Учебный план для обучающейся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 составлен в соответствии с нормативно-правовыми документами: Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями); Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от19.12.2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; Федеральный государственный образовательный стандарт образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Постановление Главного государственного врача РФ то 10 июля 2015 г.№26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08. 2013г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями от 13.12.2013г. № 1342; от 28.05.2014г. № 598; от 17.07.2015г. № 734); Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; «Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» 28 декабря 2018 г.№ 345; Примерного Порядка организации обучения по медицинским показаниям по ООП на дому в РС(Я) Адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1); Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Балыктахская средняя общеобразовательная школа». На основании рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии №58 от 16 сентября, выданной 2 октября 2020 года и выписки из постановления врачебной комиссии Мегино-Кангаласского улуса от 8.10.2020 года (бессрочное) в 2021- 2022 учебном году будет организовано обучение обучающейся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Ноговицыной Нарыйи. Индивидуальное обучение производится по заявлению родителей обучающейся и заключения медицинской организации, по отдельному расписанию, составленному индивидуально для обучающегося с учетом особенностей заболевания и согласованному с родителями (законными представителями) обучающегося. В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273—ФЗ «Об образовании в Российской федерации» учебный план ориентирован на решение следующих задач: удовлетворение образовательных потребностей обучающейся с ограниченными возможностями здоровья, создание оптимальных психолого- педагогических условий для освоения соответствующих образовательных программ, коррекции отклонений в развитии, социальной адаптации, эмоционального и личностного развития. Устанавливается продолжительность учебного года для 3 класса - 34 учебных недель. Для профилактики переутомления обучающихся с умственной отсталостью в годовом календарном учебном плане предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. Распорядок учебного дня обучающейся устанавливается с учетом её повышенной утомляемости в соответствии с требованиями к здоровьесбережению (учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной активности). Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с умственной отсталостью учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2 4.2.2821 -1 0. Обучение и воспитание происходит, как в ходе занятий/уроков, так и во время внеурочной деятельности обучающегося в течение учебного дня. Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки для обучающейся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие требования при разработке содержания образования, требования к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по годам (классам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): • формирование жизненных компетенций (базовых учебных действий), обеспечивающих овладение системой социальных отношений, развитие обучающегося, его интеграцию в социальное окружение; • формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; • формирование здорового образа жизни, экологическую грамотность, знание элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. В обязательную часть включены предметные области и соответствующие им учебные предметы, наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1). В этой части особое внимание уделяется развитию связной устной и письменной речи, усвоению элементарных основ математики, предметов из естествоведческого цикла. Каждая предметная область учебного плана реализуется системой учебных предметов, неразрывных по своему содержанию с учетом принципа преемственности начального и основного общего образования. Уровень начального общего образования Трудоемкость изучения предметов учебного плана начального общего образования с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определена в соответствии с используемыми программами за период освоения ООП НОО (3 класс); Русский язык – 102 часа; Чтение (Литературное чтение) – 136 часов; Речевая практика – 68 часов; Математика – 136 часов; Мир природы и человека – 34 часа; Музыка – 34 часа; Рисование – 34 часа; Ручной труд – 34 часа; Физическая культура – 104 часа; Логопедическое занятие – 34 часа; Психокоррекционное занятие – 34 часа. Обязательная часть учебного плана представлена следующими предметными областями и учебными предметами: Предметная область «Язык и речевая практика»: Русский язык - 3 часа в неделю (у ребенка формируется первоначальные навыки письма и чтения в процессе овладения грамотой, элементарные представления о русском языке как средстве общения, представление о частях речи, правила пользования словарем, умения писать под диктовку, учатся писать небольшие по объему изложения, сочинения творческого характера, разбирать слова по составу, использовать письменную коммуникацию); Чтение – 4 часа в неделю (формируется осознание значения чтения, развитие познавательных интересов, знания основных сведений о жизни писателей, потребность в самостоятельном чтении, формируются коммуникативные навыки, отношение к героям произведений и их поступкам); Речевая практика - 2 часа в неделю (расширение представлений об окружающей действительности, обогащение лексической и грамматико-синтаксической стороны речи, навыки устной коммуникации в различных ситуациях общения, овладение нормами речевого этикета). Предметная область «Математика»: Математика (Математика) – 4 часа в неделю (овладение определенным объемом математических знаний и умение использовать их в соответствующих возрасту житейских задачах, овладение практическими умениями в решении задач измерительного вычислительного характера) Предметная область «Естествознание»: Мир природы и человека – 1 час в неделю (формирование представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, взаимосвязях человека и природы, организация безопасной жизни в природных условиях). Предметная область «Искусство»: Музыка – 1час в неделю. Рисование – 1 час в неделю (формирование умений и навыков изобразительной деятельности, развитие художественного вкуса, воспитание художественного творчества; развитие музыкальных способностей, навыков хорового пения, адекватное восприятие музыкальных произведений, их исполнение, формирование эстетических ориентиров). Предметная область «Физическая культура»: Физическая культура- 3 часа в неделю, 1 час в неделю – индивидуально, 2 часа в неделю с классом, к которому прикреплена Нарыйа (формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, развитие и коррекция общей и мелкой моторики, воспитание интереса к спорту, повышение работоспособности детей, формирование правильной осанки, волевых качеств, двигательных умений и навыков). Предметная «Технология»: Ручной труд – 1 час в неделю (овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками, формирование представлений о людях труда, о мире профессий, положительной мотивации к трудовой деятельности). Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных образовательных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть, использовано на личные интересы и склонности обучающейся и направлены на коррекционно-развивающую область: коррекционные курсы «Психокоррекционные занятия», «Логопедические занятия». Основные задачи реализации коррекционного курса «Логопедические занятия» - формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательноповествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Основные задачи реализации коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» - формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов, развитие способности к эмпатии, сопереживанию, формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими, повышение социального статуса обучающихся, формирование и развитие навыков социального поведения. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Содержание данных занятий формируется с учетом пожеланий обучающейся и её родителей и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и учебные исследования, экологические десанты и акции, летняя трудовая практика и вечерняя занятость и т.д. При организации внеурочной занятости обучающейся используются возможности дополнительного образования школы. Участие в социальных акциях, экологических десантах, является неотъемлемой частью внеурочной занятости. Индивидуальный образовательный план ученицы 4 класса Ноговицыной Нарыйи по АООП НОО для учащихся с умственной отсталостью (вариант 1) на 2021-2022 учебный год Таблица 1 Предметные области Учебные предметы Класс 4 неделя Язык и речевая практика Русский язык 3 Чтение (Литературное 4 чтение) Речевая практика 2 Математика Математика 4 Естествознание Мир природы и 1 человека Искусство Музыка 1 Рисование 1 Технология Ручной труд 1 Физическая культура Физическая культура 3 ИТОГО: 20 Часть, формируемая 3 участниками образовательных отношений Коррекционно Логопедические 1 развивающая область занятия Психокоррекционные 2 занятия Форма проведения год 102 136 индивидуальная индивидуальная 68 136 34 индивидуальная индивидуальная индивидуальная 34 34 34 102 558 72 классно-урочная индивидуальная индивидуальная классноурочная 34 индивидуальная 68 индивидуальная ИТОГО 23 630 Максимально допустимая нагрузка (при 6-дневной неделе) 630 *3 часа физической культуры (адаптированная физическая культура) распределены следующим образом (1 час – групповая, 2 часа – с классом, к которому прикреплены) Внеурочная деятельность Внеурочная деятельность согласно заявлению родителей будет организована вместе с другими детьми 3 класса, будет заниматься вместе с прикрепленным классом. В 2020-21 учебном году внеурочная деятельность проводится по 5 направлениям (спортивнооздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, фольклорные группы, спортивные секции, конференции, олимпиады, экскурсии, соревнования, поисковые работы, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений МБОУ «Балыктахская СОШ». Внеурочные часы в 3 классе выделены на следующие внеаудиторную деятельность по направлениям: спортивно-оздоровительное направление: «Сайылык о5олоро»-1 ч; «Подвижные игры» -1 ч; «Ритмика» - 1 ч; общеинтеллектуальное направление: «Мэнэчээн бичигэ»- 1 ч, «Веселый английский» 1 час; духовно-нравственное направление : «Хомусчаана»- 1час; «Айыл5алыын алтыьабыт» -1 час общекультурное направление: «Музыка для всех» 1 час; «Очумелые руки» - 1 ч; социальное направление: «Мэнэчээн хаьаайын» 1 час. Формы проведения годовой промежуточной аттестации Таблица 2 Класс 3 3 3 3 3 3 Периодичность 1 раз в год (по итогам года) 1 раз в год (по итогам года) 1 раз в год (по итогам года) 1 раз в год (по итогам года) 1 раз в год (по итогам года) 1 раз в год (по итогам года) 3 Предмет Русский язык Литературное чтение Речевая практика Математика Мир природы и человека Изобразительное искусство Музыка 3 Ручной труд 1 раз в год (по итогам года) 3 Физическая культура 1 раз в год (по итогам года) 1 раз в год (по итогам года) Форма Списывание текста Контроль чтения Собеседование Контрольная работа Тест индивидуальный учебный проект индивидуальный учебный проект индивидуальный учебный проект контрольные нормативы Индивидуальный образовательный план ученицы 4 класса Ноговицыной Нарыйи по АООП НОО для учащихся с умственной отсталостью (вариант 1) на 2021-2022 учебный год Таблица 1 Предметные области Язык и речевая практика Математика Естествознание Искусство Технология Физическая культура Учебные предметы Класс 4 неделя Русский язык 3 Чтение (Литературное 4 чтение) Речевая практика 2 Математика 4 Мир природы и 1 человека Музыка 1 Рисование 1 Ручной труд 1 Физическая культура 3 ИТОГО: Часть, формируемая участниками образовательных отношений Коррекционно Логопедические развивающая область занятия Психокоррекционные занятия ИТОГО Форма проведения год 102 136 индивидуальная индивидуальная 68 136 34 индивидуальная индивидуальная индивидуальная 34 34 34 102 классно-урочная классно-урочная классно-урочная 1 час – индивидуальная, 2 часа классноурочная 20 3 558 72 1 34 индивидуальная 2 68 индивидуальная 23 630 Максимально допустимая нагрузка (при 6-дневной неделе) 630 *3 часа физической культуры (адаптированная физическая культура) распределены следующим образом (1 час – групповая, 2 часа – с классом, к которому прикреплены)